Ксения Соколова: «Пользуясь служебным положением, я хочу познакомить читателей с Прохоровым»

Глеб Морев 09.01.2012

sokolovaВ медиагруппу «ЖV!» пришло новое руководство. Президентом стал Николай Усков, а вице-президентом – Ксения Соколова. ГЛЕБ МОРЕВ поговорил с ней о «Снобе» и «русской мечте»

– Осенью 2011 года вы участвовали в так и не состоявшейся думской кампании Михаила Прохорова – затеяли сетевой «проект Михаила Прохорова и Ксении Соколовой». Сейчас, как я понимаю, вы стали вице-президентом принадлежащей Прохорову медиагруппы «ЖV!», а ваш коллега по журналу GQ Николай Усков – ее президентом. Не могли бы вы, пусть коротко, восстановить здесь канву событий, соединяющих эти две временные точки?

– Я действительно получила предложение занять пост вице-президента медиагруппы «ЖV!». Что касается совместного проекта с Прохоровым, то проект не закрыт, напротив, мы с Михаилом собираемся его развивать. Made in Russia станет крупным мультимедийным общественно-политическим проектом совершенно нового типа. Самое важное и интересное лично для меня, что случилось за указанный вами период, – это знакомство и совместная работа с Прохоровым. Во время думской кампании я не была ни членом партии «Правое дело», ни ее сторонницей,

специально оговорив, что проект Made in Russia не будет политическим. Пообщавшись с Прохоровым эти полгода, я всерьез полагаю, что он – абсолютно внятный кандидат на пост президента страны. Во-первых, Прохоров – первоклассный менеджер, во-вторых, у него есть видение. Это означает, что человек в состоянии решать задачи, представляющиеся нерешаемыми большинству. Меня тоже всегда интересовало решение задач именно такого рода. И хотя развитие медиагруппы не относится к области политической деятельности, для меня важен именно масштаб. Мне интересно было бы участвовать в создании медиаимперии, консолидирующей и развивающей СМИ принципиально нового типа, отвечающие новым вызовам и той грандиозной ломке, которой сейчас подвергается мировое информационное пространство. Проект «Сноб» задумывался его создателями именно в этом ключе. Стратегически все было абсолютно верно.

– В чем вы видите тактические ошибки Яковлева и Ко?

– Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло. Но мне не хотелось бы углубляться в критику предшественников. Яковлев создал бренд. Что немаловажно, русский бренд. В декабре вышла книга лучших материалов из «Сноба» за три года его существования. И коллекционный номер с лучшими интервью. Это собрание блистательных журналистских материалов. Причем блистательных по мировым меркам. В прошлом году вышло несколько книг, основанных на материалах «Сноба», под редакцией Сергея Николаевича («Все о моем отце», «Все о Еве») – и это качественная современная литература. Эти успехи надо развивать. Мне нравится именно такая «протеистическая», меняющая формы журналистика, которая может существовать в форме интернет-контента, эссе в журнале, главы в прекрасно изданной книге. Для этого журналистика должна быть очень высокого качества. Именно такую мне было всегда интересно делать.

– Сегодня все, что связано с Прохоровым, воспринимается в контексте его стремительно начавшейся политической деятельности – и, конечно, его медийные ресурсы в первую очередь. Вас не смущает такая ангажированность? Будет ли «ЖV!» принимать участие в президентской кампании Прохорова?

– Политику медиагруппы будет определять ее президент. Я могу высказать свое мнение. Я не думаю, что медиаресурсы, принадлежащие Прохорову, можно будет обвинить в ангажированности. В этой области есть международные правила приличия. Их нарушение приводит к очень серьезным репутационным потерям, которые не искупаются сиюминутной выгодой владельца. Прохоров никогда не лез в дела принадлежащих ему СМИ, наоборот, демонстративно от них дистанцировался. При этом президентская кампания – это, разумеется, информационный повод. Мне, например, как журналисту, очень интересно сделать интервью с Михаилом в «Снобе». Много общаясь с ним последние полгода, я понимаю, что представление о нем большинства людей абсолютно никак не соответствуют действительности. Пользуясь служебным положением, я бы хотела читателей с ним познакомить. Мы также планируем сделать нечто вроде дневника избирательной кампании онлайн, где можно будет наблюдать за работой штаба и вообще получить представление, как такие кампании проводятся. Мне кажется, это интересно. Вообще, по-моему, для журналиста существуют два основных критерия: быть интересным аудитории и не нарушать профессиональную этику. Очень просто.

– В «ЖV!» помимо «Сноба» – журнала и сайта (кстати, кто их возглавит?) – входят и другие медиа. Какова будет их судьба? Года два назад я посетил «детский проект» «ЖV!», возглавлявшийся Леонидом Милославским, и мы договорились сделать материал к их открытию. Тогда оно планировалось «на май». Что с этим проектом сейчас?

– Главным редактором журнала остается Сергей Николаевич. О каких-либо перестановках и назначениях говорить рано – мы только принимаем дела. Я знаю, что внутри медиагруппы было изначально запланировано несколько проектов, с моей точки зрения очень интересных, – но они не были по тем или иным причинами реализованы. Наиболее перспективным из них мне представляется JV TV, у которого есть все шансы стать полноценным мультимедиаканалом.

GQ, где Николай Усков был главным редактором, а вы – его заместителем, собрал более или менее постоянную группу колумнистов, определявших лицо журнала. В «Снобе» вы предполагаете сотрудничать с тем же пулом авторов? И продолжится ли здесь ваш проект с Ксенией Собчак?

– Я думаю, основной пул колумнистов останется с нами. За исключением, пожалуй, Михаила Идова. Что касается моего проекта с Ксенией Собчак, то он закрывается, по крайней мере, в качестве колонки в журнале. Возможно, колонка превратится в ТВ-проект или мы придумаем что-нибудь новенькое. На мой взгляд, формат «разговора хамоватых школьниц с мудаковатым дяденькой» себя слегка изжил. Школьницы выросли. Хочется разговоров посерьезнее.

– Осенью сообщалось о переговорах по включению в «ЖV!» медиаактивов Натальи Синдеевой – телеканала «Дождь», сайта Slon.ru и «Большого города». Можете ли вы как-то прокомментировать ситуацию на сегодняшний день? Собирается ли «ЖV!» расширять свой медиапортфель?

– Насколько мне известно, никаких переговоров относительно упомянутых медиаактивов на сегодняшний день не ведется. Группа планирует сосредоточиться на развитии и создании собственных медиа. Расширение возможно – но это скорее программа-максимум.

– Сохранится ли тот щедрый уровень финансирования «ЖV!», который существовал при запуске проекта Яковлевым? Какие коммерческие задачи и сроки поставлены перед вами Прохоровым?

– «Щедрый уровень», увы, останется легендой отечественного медиарынка. Перед нами стоит задача сделать прибыльным проект «Сноб». На мой взгляд, это абсолютно реально. Решив эту тактическую задачу, можно будет перейти к более глобальным.

– Кто кроме Ускова и вас приходит в топ-менеджмент «ЖV!»? И кто займет должность главного редактора проекта «Сноб», вакантную с момента ухода Яковлева?

– Николай Усков будет совмещать должности президента медиагруппы и руководителя проекта «Сноб». Мы надеемся, что вместе с нами в «ЖV!» придет костяк нашей команды из журнала GQ.

– Какую сферу ответственности предполагает ваш пост вице-президента группы?

– Что касается сферы лично моей ответственности, то, во-первых, я собираюсь заниматься любимым делом, а именно собственно журналистикой – в рамках как медиагруппы, так и своего проекта Made in Russia. Буду вести колонку в «Снобе», делать интервью, работать в наиболее интересном для меня жанре гранд-репортажа. Кроме того, мне хотелось бы вдохнуть жизнь в клуб «Сноб», который как-то заглох. Я имею в виду непосредственно клубную жизнь – мероприятия, выставки, вечеринки. Я была на нескольких вечеринках, которые устраивал Яковлев в самом начале проекта, – было здорово. Хочется эту традицию возобновить. Еще одна сфера деятельности, которая меня очень увлекает, – это стратегическое медиапланирование. Не буду раньше времени раскрывать карты, но в долгосрочной перспективе хотелось бы создать медиаструктуру, которая сыграет в нашем времени и мире роль сродни той, которую сыграл в культурном пространстве ХХ века американский Condé Nast. Помните, я говорила о «решении нерешаемых задач»? Для меня такая задача – не просто уловить zeitgeist, но предвосхитить его, не просто дать людям то, что им необходимо, но создать эту необходимость, поток, направление движения. Мне кажется, на сегодняшний день России больше всего необходима Русская Мечта. Мы, как нация, должны в себя поверить. Создать абрис, черты этой мечты, показать, что мы можем стать успешным, процветающим государством XXI века, помочь стране в себя поверить – в этом я вижу задачу новых национальных медиа. Еще один важный шаг – изменить образ России в мире, транслировать «русскую мечту» в мировое информационное пространство. На сегодняшний день мы являемся фактически регрессивной цивилизацией и почти не создаем ничего конкурентоспособного. Но кризис переживаем не мы одни! В условиях потрясений, которые переживает цивилизованный мир, функцию создания новой системы ценностей могла бы взять на себя именно Россия с нашей мощнейшей языковой, литературной и культурной традицией. Предложить стране и миру новые ценности, консолидировать новую элиту, создать новые медиа, средства коммуникации в условиях очень высокой динамики развития – долгосрочная и амбициозная задача. Мне было бы очень интересно над ней поработать.


 
Расскажите об этом друзьям!